Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy» представляет собой электронный периодический журнал оригинальных и обзорных научных статей по педагогике, психологии и философии.

Основными направлениями научных работ сетевого издания являются:

  • педагогические: вопросы теоретической и практической педагогики, прикладные материалы по педагогике, этнопедагогике,  социальной педагогике, профессиональному образованию, теории и методике обучения и воспитания (по предметам);
  • психологические: вопросы социальной психологии, политической и экономической психологии;
  • философские: вопросы онтологии и теории познания.

Материалы сетевого издания будут интересны широкой научной общественности, преподавателям вузов, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям и другим специалистам гуманитарной сферы.

Периодичность: сетевое издание выходит один раз в квартал.

Cвидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС 77 — 71353 от 17 октября 2017 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy» размещено на сайте Научной электронной библиотеки (eLibrary.ru, база цитирования РИНЦ)  на основании Лицензионного договора № 194-04/2016 от 06.апреля 2016 г.

Учредитель и издатель: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Текущий выпуск

№ 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

5-14 16
Аннотация

Статья посвящена разработке организационно-педагогических условий формирования готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности. В статье уделено внимание определениям сущности категорий «педагогические условия», «организационно-педагогические условия». Был сделан вывод о необходимости разработки организационно-педагогических условий формирования готовности магистрантов инженерно-технического профиля к научно-исследовательской деятельности как целостного процесса, в котором происходит усвоение методики научной работы. Представлены разработанные организационно-педагогические условия, в рамках разработанной дополнительной научно-образовательной программы

15-24 14
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению лингвокультурного потенциала художественного текста на занятиях по русскому языку как иностранному. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью реализации одного из важных методических положений – принципа взаимосвязи языка и культуры. Художественный текст аккумулирует в себе культурную память народа, поэтому становится источником лингвокультурной информации, которая репрезентируется языковыми единицами, содержащими культурно значимые компоненты. Цель работы – выявление лингводидактических возможностей художественного текста (на примере поэтического текста М. И. Цветаевой) для применения в практике преподавания русского языка как иностранного. В статье описано пространство культуры как способ отражения мировоззрения народа, раскрыты взаимосвязи текста и культуры, выявлены и описаны признаки художественного текста (имажинативность, эстетическая функция, эмоциональная окраска, наличие изобразительно-выразительных средств, многозначность и интерпретируемость, проявление творческой индивидуальности автора). Художественный текст рассматривается как источник лингвокультурной информации в трех аспектах: языковом, культурном, эмоциональном. Как единица обучения художественный текст представляет собой комплексный и структурированный носитель информации, выполняющий разнообразные функции: развитие компетенций, совершенствование навыков и умений, формирование и развитие критического и творческого мышления, ценностных установок, поддержки метакогнитивных навыков, сформированных в практике освоения родного языка и культуры. Представлена методическая разработка занятия по русскому языку как иностранному, в котором анализируется поэтический текст М. И. Цветаевой. На уроке студенты знакомятся с новыми словами, постигают глубинные смыслы, заложенные автором текста, выявляют изобразительно-выразительные средства, обеспечивающие реализацию эмоциональной и эстетической функций поэтического текста. На основании проведенной работы сделан вывод о том, что художественные тексты помогают обучающимся погрузиться в контекст русской культуры и оценить культурное наследие носителей русского языка.

25-32 9
Аннотация

В данной статье исследуется методика обучения русскому языку как второму, а также уникальные аспекты его усвоения учащимися, родным языком которых является китайский язык. Отмечается, что студенты повсеместно допускают как общие ошибки, не зависящие от родного языка, так и специфические, которые служат индикаторами их языковой подготовки. В данной статье представлена типология ошибок, которые обычно допускают студенты, чьим родным языком является китайский язык. Используя понятие лингвистической девиации, в данном исследовании рассматривается спектр отклонений в фонетическом, лексическом, грамматическом, а также синтаксическом аспектах от стандартного русского языка, объясняемых различиями между языковыми системами на нескольких уровнях в сознании формирующейся двуязычной личности. Рассматривается природа этих ошибок и стратегии их исправления. Благодаря обширной практической работе, преподаватели стремятся выявить, классифицировать и устранить разнообразные проблемы и недоразумения, с которыми сталкиваются китайские студенты в процессе овладения русским языком, подчеркивая важность родного языка в этом процессе обучения. Руководствуясь идеями выдающегося российского лингвиста Л. В. Щербы, данное исследование выступает за конструктивную интеграцию родного языка студентов в учебную среду, превращая потенциальные препятствия в преимущества для овладения языком. Рассматривая эти аспекты, статья имеет целью обогатить педагогические стратегии обучения русскому языку китайцев, направленные на повышение их языковой компетенции и культурного понимания.

33-37 9
Аннотация

В статье рассмотрены особенности организации и проведения практикоориентированных экзаменов по программе бакалавриата очной формы обучения. В рамках проекта Университет «Future Skills» содействует развитию системы высшего образования, уделяя особое внимание интеграции передовых методов подготовки к новым перспективным профессиям и расширению набора навыков, необходимых для формирования высококвалифицированных специалистов в современной экономике. Разработаны методические рекомендации по интеграции модулей в учебный процесс, которые внедрены в рабочие программы как в основной учебный процесс, так и в факультативные занятия. Проект «Университет Future Skills» реализован Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Агентством развития навыков и профессий, а также с вузами начиная с 2021 года. Основная цель проекта заключается в развитии и распространении лучших практик подготовки студентов по перспективным профессиям и навыкам, которые актуальны в современной экономике. Одной из ключевых особенностей проекта является внедрение отдельных образовательных модулей Future Skills в существующие программы вузов, что ускоряет интеграцию будущих навыков и профессий в реальный бизнес и экономику, а также способствует развитию кадрового потенциала страны. Исследование основано на анализе результатов, проведенных экзаменов в нашем университете в период с 2022 по 2023 годы.

38-43 14
Аннотация

Актуальность статьи отражает стремительное развитие политико-экономических, культурно-образовательных и научных связей между Россией и Китаем, что обуславливает востребованность подготовки будущих специалистов-китаистов в российских вузах. Делается акцент на подготовку педагогов китайского языка. Цель: рассмотреть образовательную практику российских вузов по подготовке педагогов китайского языка. Задачами выступает описание профессиональных компетенций педагога иностранного языка; характеристика форм, методов и средств подготовки как языковой практики, сотрудничество с вузами КНР, участие студентов в педагогической поддержке школьников, изучающих китайских язык (олимпиады, конкурсы, фестивали, проекты и др.). Методы: анализ научно-педагогической литературы, обобщение практики. Результаты: представлен опыт организации образовательного процесса для студентов ИЗФИР Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

44-51 10
Аннотация

Новая цифровая культура, перспективы развития образования в третьем тысячелетии, задачи гуманизации образования объективно выдвигают на первый план философское осмысление этнопедагогических методов воспитания в контексте развития региональной системы образования. В условиях трансформации ценностных установок в молодежной среде необходима соответствующая модель воспитания и образования молодых людей, связанная с творческим развитием и формированием целостной мировоззренческой культуры, нравственной устойчивости, патриотического духа. В современных условиях приоритетная задача заключается в том, чтобы выявить в развитии социально-философских исследований уникальные особенности традиционных этнопедагогических методов воспитания и образования. С точки зрения методики, это достигается, прежде всего, приобщением обучающихся к определенной системе этнокультурных ценностей, обычаев и традиций. В этой связи в статье представлены анализ и описание опыта работы летней школы для юношей «Мандар Уус кыһата». В течение многих лет летняя школа активно развивается и в настоящее время данный проект работает как этнокультурный центр, разработанный педагогами Баягинского наслега и Таттинского лицея им. А. Е. Мординова, на основе учения Бориса Федоровича Неустроева – Мандар Уус. В связи с этим проанализирована и охарактеризована система якутского образования «Уһуйуу», которая является интегральной моделью обучения и воспитания, опирающаяся на генеалогические методы исследования педагогических династий. Представленная модель продолжает традиции этнопедагогических методов воспитания, образования и направлена на сохранение, возрождение, распространение традиционных этнокультурных и духовно-нравственных ценностей в современном мире. Следует отметить важность выработки практических навыков, умений у обучающихся и необходимость непрерывного саморазвития и адаптации к изменяющимся условиям. Результаты исследования могут внести вклад в область социально-философских исследований, затрагивающих вопросы изучения основ педагогической культуры семьи в контексте развития региональной системы образования. Опыт и итоги работы могут быть использованы при разработке региональных программ реализации семейной политики и социальной поддержки молодежи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

52-61 14
Аннотация

В статье изучены особенности мотивации занятия спортом спортсменов различных возрастных групп Республики Саха (Якутия). Приобщение жителей республики к занятиям физической культурой и спортом, развитие массового спорта для населения всех возрастов, доступность спортивных объектов для населения являются государственными задачами в области физической культуры и спорта. Для систематизации приверженности населения в спорт в настоящее время применяются количественные показатели данных, при этом в Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030 года указывается, что необходимо систематизировать качественные показатели приверженности населения в спорт. Поэтому нами проанализировано в двух группах испытуемых в гендерном и возрастном разрезе особенности мотивации занятия спортом спортсменов различных возрастных групп. Респондентами выступили участники зимнего экстремального марафонского пробега «Полюс Холода-Оймякон» 2023 года и студенты, обучающиеся в Институте физической культуры и спорта СВФУ. Для анализа мотивации занятия физической культурой и спортом нами применены «Опросник спортивной мотивации» и «Изучение мотивов занятий спортом В. И. Тропникова». Результаты анализа показывают, что для спортсменов-мужчин направленность мотивации для занятия спортом проявляется на соревновательную деятельность, нежели на тренировочный процесс, у спортсменов-женщин направленность спортивной мотивации ориентирована на тренировочный процесс и на соревновательную деятельность. В возрастном разрезе направленность спортивной у молодежи и у спортсменов старше среднего возраста, спортивная мотивация выражена на соревновательную деятельность, у спортсменов среднего возраста спортивная мотивация выражена на соревновательную деятельность и на тренировочный процесс. Приоритетными мотивациями для занятия спортом у спортсменов-участников зимнего экстремального марафонского пробега «Полюс Холода-Оймякон», спортсменов-студентов Института физической культуры и спорта СВФУ по всем возрастным группам, как у мужчин, так и женщин, являются «развитие характера и психических качеств», «физическое совершенство», «эстетическое удовольствие и острота ощущений»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 

62-73 31
Аннотация

Цель статьи − рецепция идей белорусского философа П. С. Карако в контексте тенденций русского космизма, русской литературы и сибирской экзистенции, социальной доктрины Католической церкви. Эксплицировано изначальное присутствие означенных мотивов в его работах. Методологический подход автора исходит из диалектической позиции, объединяя в одно целое бездушную, но деятельную «вещь» и интеллект, способный осмыслить и оформить бездушные вещи. Эта диалектика характеризуется отрицанием грубого противопоставления идеализма и материализма, опирается на точную науку, всестороннее изучение предмета самого по себе. Реализованы методы: компаративный, метод типологического анализа культур. Осуществлен анализ социодинамики экосознания в Белоруссии и Сибири в контексте взаимодействия белорусской и сибирской культурной традиций в их отношении к новоевропейским ценностям, нормам прогресса. Выявлены социокультурные условия формирования экофильных трансцисциплинарных программ в белорусской и сибирской культурах. Определены перспективы и возможные направления трансцисциплинарного, кросскультурного синтеза в решении экологических, антропологических проблем современности. В тексте показывается, что условия существования обусловливают не только биологический способ адаптации и поведения, но и тип экзистенции гражданина, тип стилистики письма и мышления

ХРОНИКА 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.