Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik f North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychlogy. Philosophy» представляет собой электронный периодический журнал оригинальных и обзорных научных статей по педагогике, психологии и философии.
Основными направлениями научных работ сетевого издания являются:
- педагогические: вопросы теоретической и практической педагогики, прикладные материалы по педагогике, этнопедагогике, социальной педагогике, профессиональному образованию, теории и методике обучения и воспитания (по предметам);
- психологические: вопросы социальной психологии, политической и экономической психологии;
- философские: вопросы онтологии и теории познания.
Материалы сетевого издания будут интересны широкой научной общественности, преподавателям вузов, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям и другим специалистам гуманитарной сферы.
Периодичность: сетевое издание выходит один раз в квартал.
Cвидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС 77 — 71353 от 17 октября 2017 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik f North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychlogy. Philosophy» размещено на сайте Научной электронной библиотеки (eLibrary.ru, база цитирования РИНЦ) на основании Лицензионного договора № 194-04/2016 от 06.апреля 2016 г.
Учредитель и издатель: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Текущий выпуск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Статья посвящена практическому применению метода проектов в обучении русскому языку как иностранному, позволяющему активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, развить их навыки общения и работы в команде. Автор рассматривает организацию проектной технологии при изучении курса «Страноведение» в группе китайских бакалавров, а именно темы «Республика Саха (Якутия)». На предтекстовом этапе проводится лексическая работа с новыми словами, предложен перевод на китайский язык слов, не входящих в лексический минимум студентов, владеющих русским языком на базовом уровне. Разработан учебный текст о Республике Саха (Якутия). На послетекстовом этапе осуществляется работа по вопросам на осмысление прочитанного, выполнение грамматических заданий по употреблению и образованию полных форм причастий и склонению количественных и порядковых числительных. Представлены разработанные студентами творческие проекты на тему «Достопримечательности города Якутска», включающие иллюстрированный русско-китайский терминологический словарь, информацию о культурных объектах, отзывы студентов. Итоговым творческим заданием стало выполнение кейса – создание макета праздничной открытки к Дню Республики Саха (Якутия). Презентуя свою работу, студенты развивали навыки устной монологической связной речи. В заключении автор статьи приходит к выводу о целесообразности и эффективности реализации проектной методики в обучении русскому языку как иностранному, способствующей творческой активности студентов и совершенствованию их коммуникативных навыков.
Актуальность формирования ценностных ориентаций молодежи в современных условиях: недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы с учетом региональных, в частности этнопедагогических условий, определили выбор темы исследования. В период любого кризиса общества наиболее уязвимым слоем населения является молодежь. Перед образованием стоит задача формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе традиционных ценностей: ценностях семьи, национальной культуры, здорового образа жизни и т. д. В данной статье рассматривается эпос как средство формирования ценностных ориентаций обучающихся. При разработке подходов содержания и логики исследования опирались на труды: философов Л. В. Баевой, Д. А. Леонтьева, Н. О. Лосского и др.; социологов В. Г. Алексеева, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и др.; психологов Б. С. Алишева, А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь и др.; педагогов А. В. Кирьяковой, Д. А. Немцовой, М. А. Расуловой и др. В исследовании авторы опирались на идеи личностно-ориентированного образования Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И. С. Якиманской и др.; теории деятельностного подхода в работах Г.С. Батищева, Э. В. Ильенкова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; идеи и положения этнопедагогики Г. Н. Волкова, Н. Д. Никандрова, И. С. Портнягина, А.Д. Семеновой и др. Разработка программы «Потенциал эпоса олонхо в воспитании» проводилась на основе работ якутских ученых Н. В. Емельянова, В. В. Илларионова, П. А. Ойунского и др. Для реализации цели исследования, структурирования содержания материала использованы следующие методы исследования: общетеоретические (анализ и синтез, дедукция и обобщение); эмпирические (наблюдение, экспертный опрос, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ полученных результатов). В статье определены теоретико-педагогические основания и разработаны рациональные педагогические пути, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). Результативность процесса формирования ценностных ориентаций в учреждениях СПО достигается созданием программы приобщения подрастающего поколения к национальной культуре народа саха посредством эпоса олонхо. В результате реализации разработанной программы «Потенциал эпоса олонхо в воспитании» произошли принципиальные изменения в воспитательной деятельности СПО. Результаты исследования у КГ и ЭГ на конец эксперимента: высокий уровень – 10% (10 чел.) – ЭГ 24% (24 чел.); средний уровень – КГ 69% (69 чел.) – ЭГ 70% (70 чел.); низкий уровень – КГ 21% (21) – ЭГ 6% (6 чел.). Полученные данные у КГ и ЭГ позволяют сделать вывод, что заинтересованность нравственными ценностями преобладает, чем заинтересованность материальными ценностями. Проведенное исследование подтвердило эффективность и реализуемость предложенной программы «Потенциал эпоса олонхо в воспитании».
Статья посвящена рассмотрению вопроса о статусе учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» в образовательной структуре обучения иностранных студентов в российских высших учебных заведениях. Проблема является очень актуальной и требует незамедлительного решения, поскольку данный предмет до сих пор не имеет официального кода учебной дисциплины в вузах России. В работе делается попытка ответить на вопрос, насколько РКИ как особая учебная дисциплина знакома российским и иностранным студентам. Основным методом исследования является проведение социологического опроса российских и иностранных студентов, обучающихся в нескольких вузах Российской Федерации. Кроме того, в анкетах ставится ряд вопросов, ответы на которые позволяет увидеть важные отличия РКИ как вузовской учебной дисциплины от других смежных или родственных дисциплин (например, иностранный язык). Основной целью проведения пилотажного социологического исследования стало выяснение проблемы, насколько РКИ как особый предмет знаком той или иной социальной группе, связанной с вузовской деятельностью, и какое место данный предмет, по мнению опрашиваемых, занимает в образовательной структуре обучения высшего учебного заведения. Объектом исследования становится специальная учебная дисциплина в программе вузовского обучения – русский язык как иностранный, а предметом исследования можно считать восприятие учебной дисциплины учащимися, изучающие РКИ (т. е. студенты-иностранцы), а также российскими студентами, которые сами являются носителями русского языка и изучают иностранный язык. Кроме того, к предмету исследования необходимо отнести место, которое данная дисциплина занимает в структуре обучения в целом, а также специфику преподавания данной учебной дисциплины в высшем учебном заведении.
Для решения задачи ускоренного ознакомления и введения в практику преподавания инструментов класса «слабый искусственный интеллект» в условиях отсутствия теоретической базы и готовых методических наработок предложена схема асинтопического асинхронного мастер-класса. Рассмотрена информационная структура занятия, включающая онлайн-коммуникацию участников с системой ChatGPT-4 в среде мессенджера Telegram и базового документа на гугл-диске. Результирующие тексты включают в себя фрагменты пособий, заготовки публикаций, объекты регистрации авторского права.
В статье рассмотрены разные теоретические и эмпирические методы, включающие анализ нормативно-правовой базы, проведение экспертной оценки и статистической обработки результатов. Использовались методы дескриптивной экспертизы, теоретико-методологических особенностей организации и проведения демонстрационных экзаменов. В статье представлен опыт и результат проведения экзаменов по востребованным компетенциям, студенты имеют возможность продемонстрировать свои навыки в конкретных ситуациях и показать, насколько они готовы к профессиональной деятельности. Общая цель проведения таких экзаменов заключается в оценке готовности студентов к работе, где ключевым является не только наличие основных знаний, но и умение применять их в практической деятельности. 2018 г. – пилотная апробация, 2021 г. – внедрение экзаменов по компетенциям как итоговая аттестация студентов и механизм организации учебной деятельности в СВФУ. Внедрение экзамена в основные профессиональные образовательные программы определяет степень сформированности профессиональных умений и навыков путем проведения независимой оценки. Студенты выполняют практические задачи, моделирующие профессиональную деятельность, в режиме реального времени. Результаты экзамена определяют уровень сформированности компетенций будущих специалистов. 2022, 2023 гг. – участие в проекте Future Skills, внедрение инструментов развития навыков будущего. Роль проекта «Университет Future Skills» в качественной трансформации системы подготовки и мобильного реагирования на новые технологические уклады, а также новые потребности рынка труда.
Язык играет решающую роль в жизни общества. В статье рассмотрены вопросы современной методики в практике преподавания русского языка в образовательной сфере Казахстана. Описывается статус русского языка в современном Казахстане и связанные с ним вопросы методики преподавания. С введением в суверенном Казахстане трехъязычной (казахский, русский и английский) политики, русский язык приобрел статус языка межнационального общения. Рассматривается роль русского языка в Казахстане, в том числе, в учебном процессе в системе высшего образования. Исследование описывает изменение роли русского языка в казахстанском контенте. Проведен обзор ранее опубликованных работ, посвященных этой проблеме. Краткий обзор научных изысканий по лингводидактике свидетельствует о наличии методологических проблем, связанных с обучением русскому языку. Авторами описаны некоторые принципы обучения русскому языку в образовательной среде. Определяется феномен художественного текста как один из вариантов межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку. Междисциплинарное исследование заявленной проблематики возможно благодаря обращению к библиографической базе научных работ, посвященных практической методике обучения русскому языку. Научная новизна работы видится в формировании обновленной методики обучения русскому языку в современном полиэтническом Казахстане, а также в научно-практической рефлексии на языковые реформы в стране.
Наиболее положительно зарекомендовавшим себя в образовательной практике прошлых лет в современном менеджменте как форма повышения профессионализма и технология эффективного управления является наставничество. Воспитательный потенциал наставничества основан на личностно-ориентированном подходе к развивающемуся человеку, субъект-субъектных отношениях с ним. Благодаря наставнической деятельности происходит приращение личной профессиональной компетентности студента и молодого специалиста посредством интериоризации позитивного опыта, эталонов мастерства и ценностей профессионализма. В статье охарактеризованы модели наставничества, реализующиеся в современном контексте. Представлен проект «Наставничество», разработанный профессором ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» А. В. Мордовской. Рассмотрена практика реализации программ наставничества в российских вузах.
Элективные дисциплины являются одним из средств формирования универсальных и профессиональных компетенций в магистратуре. Учитывая, что элективные дисциплины – это обязательные дисциплины по выбору, которые входят в вариативную часть Компетентностно-ориентированного учебного плана основной образовательной программы высшего образования в магистратуре, их роль в формировании универсальных и профессиональных компетенций возрастает и требует системного подхода к моделированию программы обучения, что и обусловливает актуальность проведенного исследования. Цель статьи – проанализировать пути формирования профессиональных и универсальных компетенций обучающихся при помощи элективных дисциплин в области лингвистики в условиях поликультурного обучения. В статье обобщен опыт кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания по совместному обучению российских и иностранных студентов в программе магистратуры «Русский язык и русская культура в аспекте РКИ» (направление Лингвистика). При этом использовались методы теоретического анализа, синтеза, интерпретации, обобщения. Основные результаты: система элективных дисциплин должна коррелировать с дисциплинами базовой части программы и представлять собой единое целое; дисциплины базовой и вариативной части программы разработаны в соответствии с тремя научными направлениями проведения исследований в выпускных квалификационных работах магистрантов, а именно – исследование текста, лингвокультурологические и функционально-семантические исследования; элективные дисциплины объединяются в три блока в соответствии с направлениями исследований магистрантов. В статье представлены проблематика элективов, а также формы взаимодействия российских и иностранных обучающихся в ходе выполнения проектных заданий в элективах. Делается вывод о том, что при моделировании программы необходимо учитывать возможности поликультурного обучения для формирования профессиональных и универсальных компетенций.
В статье дана характеристика методов оценки вовлеченности различных групп местного населения в процессы управления развитием территориальных систем. Раскрывается феномен вовлеченности сообществ в процессы управления развитием образования. На основе анализа опыта проведения в 2020-2023 гг. оценки вовлеченности сообществ с использованием опросов, глубинных интервью, анализа данных, изучения субъективного мнения пользователей социальных сетей, показана специфика различных методов оценки, необходимость методологической триангуляции.
В статье рассматривается историческое и современное состояние языков народностей Вьетнама, а также настоящее положение обучения иностранным языкам в стране; отмечается, что на государственном уровне во Вьетнаме уделяется большое внимание проблеме развития не только государственного языка, вьетнамского, но и проблеме развития языков национальных меньшинств, проживающих как на территории страны, так и за ее пределами; разработана соответствующая и эффективная политика и принимаются решения; указывается, что последовательная языковая политика на современном этапе развивается в трех направлениях: сохранение языковой разновидности страны, особенно языков малых народностей; сохранение вьетнамского языка в стране, а также его продвижение во всем мире; обучение иностранным (в том числе, русскому языку) языкам; дан анализ распространения и продвижения русского языка в государстве в прошлом и в настоящем. Данная проблема исследуется на примере Ханойского университета предринимательства и технологий (далее – ХУПТ). Делается вывод о том, что языковая ситуация во Вьетнаме непрерывно меняется и зависит от таких факторов, как демография, социально-психологическое развитие и лингвокультурологическая составляющая. Разработка конкретных проектов распространения русского языка и их реализация постепенно улучшают его современное положение во Вьетнаме.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье рассматривается процесс увольнения в таможенных органах, приводится обзор наиболее распространенных ситуаций процесса увольнения. Приводятся нормативно-правовые документы и элементы цифровизации некоторых направлений деятельности таможенных органов, способствующие повышению качества работы таможенной службы. Выделены те обстоятельства, на которые следует обратить внимание при проведении процедуры увольнения на примере таможенных органов, например, на такие вопросы как привлечение к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, увольнение с таможенной службы в связи с утратой доверия и т. д. Также в статье кратко описана криминогенная склонность личности, характеризующаяся отсутствием антикриминальной устойчивости. Отмечено, что профессиональную деятельность любого сотрудника сопровождают различного характера стрессогенные факторы, где увольнение является одним из основных факторов профессионального стресса, негативные последствия которого следует устранить посредством психологического сопровождения.
Актуальность проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе стала всё более очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний детей, а также с нарушением успеваемости, поведения и межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста. Практика показывает, что несвоевременное распознание данных проблем, отсутствие специальных корректирующих программ приводит не только к хроническому отставанию, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребёнка, к различным формам отклоняющегося поведения. Цель исследования – провести анализ когнитивного и эмоционального развития первоклассников. Задачи исследования: определение программы исследования; диагностика когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей; анализ результатов исследования. В рамках исследования были использованы такие методики как субтесты диагностических комплексов, направленные на оценку регуляторных функций – методика «Память на конструирование» / «Memory for Designs», методика «Повторение предложений» / «Sentence Repetition», методика «Сортировка карт по изменяемому признаку» / «Dimensional Change Card Sorting», методика «Торможение» / «Inhibition», тесты, направленные на исследование способностей к пониманию эмоций [1]. Исследованы уровни когнитивного и эмоционального развития первоклассников, участников лонгитюдного исследования проекта «Растем с Якутией», собраны сведения об их академической успеваемости и социальной успешности.
В данной статье представлено описание опыта комплексной психологической поддержки пациентов после перенесения COVID-19 на 2 этапе реабилитации. Одним из сложных вызовов современности стало распространение COVID-19, который повлиял на жизнь многих людей по всему миру. Подобно другим заболеваниям, этот вирус может приводить к различным психологическим последствиям. Именно поэтому, помимо медицинской помощи, пациенты нуждаются в комплексной психологической реабилитации, затрагивающей эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы и способствующей социально-психологической адаптации пациента, возвращению его к активной жизни. Основными последствиями после перенесенной COVID-19 являются нарушения психической, эмоциональной, когнитивной и вегетативной сферы, что значительно снижает качество жизни, может приводить к сужению социального пространства, конфликтам, нарушениям социально-психологической адаптации. Цели комплексной психологической реабилитации пациентов после COVID-19: психологическое восстановление пациентов после болезни и их социально-психологическая адаптация к изменившейся ситуации, помощь им в совладании с эмоциональными и психологическими последствиями болезни и достижение более высокого уровня жизненного благополучия. Психологическая реабилитация пациента после COVID-19 направлена на восстановление и поддержание ментального здоровья, повышение социальной активности, качества жизни. Для оценки динамики психологического состояния пациентов использовались следующие методики: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), монреальская шкала оценки когнитивных функций (MOCA), опросник EQ-5D, наблюдение и интервью. Для психокоррекционной работы и содействия социально-психологической адаптации применялись методы индивидуальной и групповой работы. Для улучшения повседневной активности и качества жизни, когнитивных функций, нормализации психоэмоционального статуса, повышения мотивации к реабилитации психологическая работа на 2-м этапе медицинской реабилитации проводилась по следующим направлениям: психологическое консультирование, когнитивная тренировка, арт-терапия, групповая работа. Все 179 пациентов после перенесенной НКВИ на 2 этапе реабилитации выписались с положительной динамикой по все мишеням коррекционной работы: в эмоциональной, когнитивной и социальной сферах. Стабилизировалось психоэмоциональное состояние, снизилась тревожность; повысились показатели концентрации, устойчивости внимания, оптико-пространственной деятельности; повысились показатели шкалы самооценки состояния здоровья и мотивация общения. Результаты работы показали, что комплексная психологическая реабилитация является важной составляющей медицинской реабилитации и достигается совместной работой клинического психолога, нейропсихолога, логопеда и других специалистов.
Проблема гендерного воспитания и полоролевого поведения мужчин и женщин приобретает в современном обществе все большую актуальность. Психологические тенденции современного общества, апеллирующие к андрогинным ценностям, все больше размывают границы, определяющие мужские и женские роли и их функции. Особенно ярко это проявляется в семейных отношениях. Статья посвящена представлению о главе рода в якутской семье, гендерные стереотипы у народа саха. В ходе исследования была разработана авторская методика на основе методики В. С. Мухиной «Преступник или ученый», а также авторский опросник по выявлению главы рода и линии рода. Респондентами выступили молодые люди с 18 до 29 лет. Результаты исследования показывают, в современных якутских семьях род чаще ведется по линии матери. Главой рода в большинстве случаев также является женщина. Выявлено, что статистически значимых гендерных различий в нашей выборке не имеется.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Этический и эстетический аспекты философии Канта оказали огромное воздействие на социально-культурные круги представителей литературы, искусства и оказались более доступными как для философов, так и для всех поклонников философии. Социальные и политические вопросы всегда волновали людей в большей степени, чем теоретические аспекты. Кант ставит вопрос о вечном мире, опровергает существовавшие доказательства Бога, исследует происхождение морального закона, его онтологическое основание и предлагает его решение. Это была эпоха социальных и научных революций. Социальные революции ломали структуры феодализма, открывая новые горизонты для культурных и политических преобразований, научные – произвели смену парадигм. Методологическая революция Бэкона и Декарта привела к возникновению принципиально новых подходов, например, индукции. Научная революция Галилея-Ньютона сформировала новый универсализм. Философия Канта органично дополнила все эти процессы. Его постулаты практического разума воплощают в объективной реальности трансцендентальные идеи, которым воля помогает найти соответствующие объекты. Революционное воздействие, оказанное «Критикой практического разума» по мнению последователей Канта, было значительно сильнее, чем идеи Великой французской революции. Эстетическую способность человека Кант исследовал в «Критике способности суждения», рассматривая её как способность души объединять способности познания и желания.
В современном глобализированном мире, где происходит все более интенсивный контакт между культурами и нациями, возникает необходимость в разработке различных философских концепций, способных объединить и преодолеть различия между людьми разных культур и национальностей. Одной из таких концепций является космополитический подход, основанный на идее всемирного гражданства и единства всех людей. Истоки космополитического подхода можно найти в эволюции философии на протяжении веков. В разных национальных и культурных традициях проявлялись представления о единстве и взаимосвязи всех живущих в мире. В данной статье проводится анализ античных и просветительских истоков космополитического подхода в философии, их сравнение, а также перспективы космополитического подхода в современной философии. Рассматриваются различные философские традиции, их влияние на формирование космополитической мысли, а также их актуальность в современном глобализированном мире. Особое внимание уделяется идеологическим вехам развития космополитического подхода и его роль в преодолении различий между культурами и нациями. Отмечается, что космополитизм как в Древней Греции, так и в эпоху Просвещения представлял собой важное философское и культурное движение, заложившее основы мышления о всеобщем гражданстве и общей цели человечества, о важности универсальных ценностей и прав человека. Делается вывод, что влияние античного и просветительского космополитизма на космополитизм XXI века проявляется в общей идее единства вселенной и универсальных моральных принципов, в развитии глобального сознания, акценте на разуме и сотрудничестве.
XXI век характеризуется развитием новых форм в социальных аспектах труда, труд влияет на формирование и функционирование развития креативного общества в цифровую эпоху. Многие исследователи обращают внимание на мировоззренческую проблему, вызванную развитием технологий и интеллектуальных систем в информационном пространстве, однако, при этом важно обращать внимание на социетальную сущность труда, потому что труд – это не только средство и процесс для получения материальных результатов, а также он имеет широко социальное значение. Труд формирует такие отношения, которые определяют социальный статус и идентичность индивида, социально-философское содержание труда предотвращает появление нового явления прекариата, наполняет смыслом и ценностью. Труд в креативном обществе играет роль в создании и поддержании экономической стабильности, повышает самооценку и самоопределение. В статье показывается важность обращения к теме социально-философских аспектов содержания труда через призму жизненного пути и работ профессора Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова (СВФУ) д.ф.н. Михайловой Т. М. Использованы в статье методы анализа, синтеза и сравнительного анализа, чтобы рассмотреть основные концепции и идеи, связанные с философией и социальной сущностью труда. Социетально-философская сущность и функция труда в креативной экономике XXI требует постоянного научного исследования, поиска новых путей решений для ответов на тренды и вызовы общества, для повышения качества жизни человека.